ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ И СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Пока заинтересованные лица, включая членов Государственной думы, продолжают печься о чистоте речи; пока в телевизионных шоу с непримиримой страстью спорят о степени необходимости реформ российской школы, современные русские поэты, полностью потеряв многочисленную в прошлом аудиторию, постепенно превращаются в бранчливую и маргинальною часть общества.
Однако, сузим тему и поговорим о политкорректности. Тем более, для этого появился повод. Одного из популярных московских поэтов Всеволода Емелина привлекают по 282 статье — разжигание национальной розни. В своем «живожурнальном» блоге он опубликовал 16 декабря прошлого года стихотворение, написанное как бы от имени участника событий на Манежной площади. Претензии предъявлены к строчкам, где говорится о московских милиционерах, подкупленных северными кавказцами. И в отношении последних употребляется обидное прилагательное, намекающее на неестественный цвет некоторой части тела. Иск подал житель Кабардино-Балкарии, и поэта Емелина уже вызывали на Петровку, 38, где он оправдывался как смог. Если дело попадет в суд, то поэту грозит наказание от штрафа до 2 лет колонии. Живой Журнал кипит откликами — многие защищают Емелина, хотя некоторые и проклинают.
Теперь можно смело сказать — литературная карьера Всеволода состоялась. Конечно, если б его отправили в ссылку как Пушкина, или Ленина, популярность его достигла б максимальных вершин. Что не особо удобно в быту, просто необходимо для славы. Вспомним судьбы Бродского или Солженицына. Но и без последнего скандала поэзия Емелина за последние пятнадцать лет все более становилась неотъемленной частью литературной жизни. Респектабельный журнал «Вопросы литературы» в конце прошлого года опубликовал статью о творчестве московского поэта. В ней рассматривается социальный генезис его стихов, анализируется, так называемый, лирический герой. Говорится и о политических мотивах творчества. «И, кстати, — о фельетонах, которым поздний Емелин уделяет все больше и больше внимания. Если просмотреть все тексты автора за последние несколько лет, то можно обнаружить, что стихов, претендующих на нечто большее, чем зарифмованный отклик на какое-либо злободневное событие (часто — написанный на заказ), вообще практически нет…»
Оставим за кадром оценку качества текстов и согласимся — Емелин поэт ультраактуальный. Он моментально реагируют на болевые точки сегодняшнего бытия и не оставляет равнодушным читателя или слушателя. Лично наблюдал это. И много раз. Но если б мне бог дал талант стихотворца, то я б написал элегию про нехватку мирных рабочих мест на Кавказе и отсутствие будущего у молодежи с московских окраин — вот причина столичной драмы, вылившейся в буйство на Манежной площади…
Но теперь о пресловутом лирическом герое. Пятидесятилетний автор постоянно преображается то в ваххабита, то в бритоголового, то просто в столичного забулдыгу. И от их имени высказывается, употребляя множество оскорбительных прилагательных и даже существительных. По логике профессии, поэт имеет на это право. Но представим себе ситуацию, когда где-нибудь в публичном месте вы слушаете что-то в свой адрес обидное. А когда порываетесь призвать обидчика к ответу или даже набить ему морду, то вам ссылаются на какого-то лирического героя, от имени которого и прозвучали слова. Боюсь, не все поймут такое литературоведение. Вот и житель Кабардино-Балкарии не понял. Думаю, дело не дошло б до вызова на Петровку, если б Емелин применял разнообразных прилагательных и существительных к рядовым россиянам. Он же постоянно касается и властей разных уровней.
У меня нет мнения по поводу права автора наносить моральный вред, исходя из высших литературных побуждений. Я и сам иногда демонстрировал остроумие в ущерб реальным людям. В любом случае с писателей где-нибудь и кто-нибудь спросит.
Если ты, дорогой читатель, не ходишь на поэтические сборища, то смею тебе рассказать, как это часто теперь происходит. Собираются люди. Поэты в основном. Любят поэты иностранную игру — слэм. В ней каждому участнику предоставляется пара минут, в рамках которых он должен что-то начитать и произвести фурор. Обычно побеждает тот, кто максимально концентрированно отматерится и желательно затронет половой вопрос. Более других бранятся поэтессы, часто побеждая в слэмах самых матерых мужчин. И за победы обычно выплачиваются вполне приличные деньги.
Хочу закончить это сообщение продолжением рассуждений о пользе земной кары. Пресс государства необходим. Когда государство реагирует на литературное произведение, оно относится к нему серьезно, принимает автора за реального конкурента или противника. К сожалению, сейчас на писателей просто не обращают внимания. А бывало, кардиналы Ришелье и Мазаринни плели интриги против Корнеля и Расина. А Чернышевского подвергали гражданской казни. Кстати будет вспомнить историю Даниэля Дефо, автора «Робинзона Крузо». На самом деле Дефо всю сознательную жизнь провел в литературно-политической борьбе. За один из своих памфлетов его даже приговорили к стоянию у позорного столба. Там он стоял, закованный в колодки. А почитатели приносили цветы. Так и представляю Емелина на месте Дэфо! Лично принес бы букет роз.
Владимир Рекшан
"Невское Время",
весна 2011