НИКИТА ЗАЙЦЕВ
Один из ярчайших инструменталистов питерской рок-сцены, виртуозный скрипач и гитарист, чья творческая жизнь была тесно связана с легендарными группами ДДТ и САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. Также его игру можно услышать в песнях ЧИЖа, АЛИСЫ, Группы Стаса Намина (ЦВЕТЫ) и других.
Родился 6 февраля 1956-го года в Ленинграде в семье интеллигентных образованных людей, которые считали необходимым дать своим детям возможность разностороннего развития. Отец был высококлассным инженером-конструктором и играл на саксофоне в джаз-оркестре, мама работала инженером в институте Крылова. Старший брат учился в математической школе и серьёзно занимался спортом. И, конечно, оба ребёнка с детства занимались музыкой.
Сергей Зайцев:
Никита, как и папа, очень разносторонне одарённый человек. Но музыкальные данные, конечно, у Никиты — уникальные, не то что у меня. У меня — просто хорошие, а у него — феноменальные.
В возрасте шести лет, по настоянию частного педагога, родители отводят младшего сына в музыкальную школу, чтобы отдать его учиться в класс фортепьяно, но после прослушивания им говорят, что у ребенка очень хорошие музыкальные данные и ему лучше заниматься скрипкой — его берёт к себе в класс один из лучших на тот момент скрипичных преподавателей Ленинграда — Семён Григорьевич Хазанов.
Помимо занятий музыкой, с десяти лет и до юношеского возраста Никита успешно играл в хоккей (нападающим в команде «Динамо»), а также выступал за футбольную команду «Сокол», и всё же музыка взяла верх, хотя в детстве будущий виртуоз отдавал предпочтение уличному футболу, нежели музыкальным занятиям.
Людмила Петровна Зайцева:
Он должен был дома заниматься скрипкой по три-четыре часа в день. Я прихожу с работы — никого, ни Серёжи, ни Никиты нет. И вот я по двору искала. Смотрю: Никиткина скрипка лежит возле ворот футбольных — значит, Никиту нашла. Он из музыкальной школы шёл, скрипку у ворот бросал и, домой не заходя — сразу в футбол играть…
Несмотря на явные успехи, академическая музыка не сильно занимала юного скрипача, и в возрасте пятнадцати лет по протекции брата он попал в один из первых студенческих рок-коллективов города – ГУСЛЯРЫ, базировавшийся в Военмехе.ГУСЛЯРЫ не исполняли собственных песен — их репертуар был построен на каверах Западных, в основном хард-роковых, групп, таких как DEEP PURPLE, STEPPEN WOLF и др.
Виктор Сазонов (лидер гр. ГУСЛЯРЫ):
…И вот Серёжа привёл своего младшего брата Никиту — ну, школьник школьником. Высокий, правда, но такой смешной, нескладный даже, иногда стеснительный, как-то вот так пальцем крутил, голову с чёлкой закидывал, и всё слушал-слушал… Но когда брал скрипку в руки — волшебником становился!
Мы начинали что-либо играть — совершенно простые какие-то гармонии — и он тут же подхватывал, фантазировал, и под любую композицию «запиливал» лихо на скрипке (слово было такое — «запил»), тянул здорово мелодии. И ставил звукосниматель на скрипку, так что получалось почти как электроскрипка.
Поиграв с ГУСЛЯРАМИ около года, осенью 1972-го Никита попадает на настоящую подпольную рок-сцену Ленинграда, оказавшись в составе одной из передовых на тот момент групп города – САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Владимира Рекшана.
Владимир Рекшан:
Нам не хватало инструментов, потому что я, собственно, не сильно такой гитарист. Я вообще фронтмен, автор-исполнитель — должен сочинять, петь и изображать из себя мощь Юпитера. И одновременно при этом что-то играть было сложновато. У нас же даже педальной обработки звука-то не было, как на гитаре было играть? Сейчас нажал педаль — и у тебя тянется звук. <…> И скрипка создавала протяжный звук и отчасти восполняла в то время нехватки чисто технические, которые у нас были. Смычок давал вот это ощущение обработанной гитары. И появление скрипки сразу предало группе такое западное звучание на тот момент.
К концу 1973-го года САНКТ-ПЕТЕРБУРГ распадается, а бывшие «петербуржцы»Николай Корзинин, Виктор Ковалёв и Никита Зайцев (привлекая других музыкантов, таких как Сергей Курёхин, Михаил Кордюков и др.) образуют новую группу – БОЛЬШОЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ КОЛОКОЛ, занявшую на два ближайших года первое место на ленинградской рок-сцене, по-братски разделив его с группой МИФЫ.
Что же касается САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, то хоть «звёздный» период коллектива был тогда недолгим, эта группа окажется одной из абсолютных долгожителей в истории питерской рок-музыки, и сотрудничество с ней будет сопровождать Никиту на протяжении всего творческого пути.
В период 1975-76 гг. участники БЖК познают много разных музыкантских приключений: игра на областных танцах, почти немыслимая в те годы поездка за границу (в Таллинн) и выступление на тамошнем телевидении, гастроли по Сибири в составе официального ансамбля «Енисейские зори», а также поездка на Кавказ, где Никита продержался месяц и вернулся в Ленинград, тут же попав в очередную «професссиональную» историю — эстрадный ансамбль Таисии Калинченко.
И в этих перипетиях по ходу дела начинает откладывать скрипку и всё больше играть на гитаре.
Позже работает в ленинградских ресторанах, один из которых — «Кронверк» — собрал очень сильный состав музыкантов и был одной из местных достопримечательностей того времени.
Именно из «Кронверка» в 1981-ом году Никита был приглашён на прослушивание в ГРУППУ СТАСА НАМИНА (ЦВЕТЫ), и на несколько лет укатил в Москву.
Вернувшись в Ленинград, какое-то время играл в гостинице «Европейская» в ансамбле под руководством Александра Колпашникова (знакомого всем по роли певца в кинофильме «Соломенная шляпка»). Там же играл на гитаре Александр Бровко.
В период с осени 1985-го года по весну 1987-го Никита отбывает срок по статье 224 Уголовного Кодекса РСФСР (приобретение и хранение наркотиков), но и пребывая в заключении, продолжает заниматься музыкой.
По возвращению в мир весной 1987-го года, по «наводке» Геннадия Барихновского, попадает в формирующийся ленинградский состав уже известной на тот момент уфимской группыДДТ, которая станет самой заметной страницей его творческой биографии.
Также в это время возрождается «золотой состав» группы САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, отметив своё воссоединение несколькими крупными выступлениями.
В 1987, 1988 годах Никита принимает участие в Фестивалях Ленинградского Рок-Клуба в составе двух легендарных коллективов: ДДТ и САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.
В работе с ДДТ у Никиты были свои взлёты и падения, уходы и возвращения… Но несколько песен с его участием (такие как: «Белая Ночь» - скрипка, «В последнюю осень» - гитара и др.) стали абсолютными нетленками и общепризнанными шедеврами группы.
В 1991-ом году Никита принял участие в записи сольного альбома питерско-лондонского музыканта Юрия Степанова (в 70-х годах участник группы МИФЫ) «Gypsy Love», который Юрий, несмотря на то, что тогда давно уже жил в Лондоне, решил записывать в Санкт-Петербурге со своими знакомыми музыкантами. На этом альбоме также можно услышать магическую виолончель Севы Гаккеля.
В 1993-м Никита записал партию скрипки на альбоме группы АЛИСА «Для тех, кто свалился с Луны» в песне «Кибитка».
Во второй половине 90-х по программе «12 шагов», разработанной сообществом «Анонимных Алкоголиков», Никита отправляется в Америку на лечение от наркозависимости.
Вернувшись в 1997-ом году с новыми силами, попадает в оборот к «санкт-петербуржцам», которые решают, что пришёл момент зафиксировать в студийном варианте старинную «золотую» программу группы. Так появляется эпохальный альбом «Классика», закрепивший материал четвертьвековой давности.
Гитару и скрипку Никиты можно услышать и на следующей студийной работе коллектива — альбоме «Революция», но там он уже сыграл роль скорее сессионного музыканта, в основной работе над альбомом не участвуя, т.к. к тому времени был снова занят в ДДТ.
Параллельно с занятостью в ДДТ и периодическим сотрудничеством с САНКТ-ПЕТЕРБУРГОМ, в конце 90-х — 2000-ом участвовал в нескольких проектах с разными музыкантами, из которых отдельно стоит отметить джазовую программу одного из известнейших саксофонистов Петербурга Михаила Костюшкина.
«Река Оккервиль» представляла собой концертную программу, построенную на сложных размерах, в стиле, который сам Михаил определяет как прогрессив-джаз, с элементами фанка, рока и блюза.
Михаил Костюшкин:
Пригласил я Никиту в свою программу в связи с тем, что я увлёкся сложными размерами в музыке, а его это очень интересовало, и вот в этом-то и состоялся наш контакт. Потому что джазовые музыканты здесь — они и до сих пор не идут на это, они идут более простым путём, который позволяет быстро отыграть, заработать — и поехать дальше играть. А эта музыка не для широкого слушателя и очень непроста в исполнении. Сложные размеры требуют такого подхода достаточно длительного и кропотливого.
Нам надо было понять вот эти афро-кубинские клави, ну, то что связано с резаными ритмами: на семь, на девять, вот, а иногда это были вообще смешанные ритмы, где четыре-семь, три-шесть, пять — всё такое. И его это интересовало, на этой почве мы, собственно говоря, с ним и сблизились как музыканты.
Также в этот период, помимо собственной музыкальной реализации, Никита некоторое время занимался преподавательской деятельностью в Санкт-Петербургском Музыкально-Гуманитарном колледже на джазовом отделении. Среди его учеников по гитаре был Анатолий Скляренко (ныне гитарист и вокалист группы БРИГАДНЫЙ ПОДРЯД), по скрипке – Филипп Гинзбург (скрипач группы ТАНЦЫ МИНУС, лидер проекта Phil Ginzburg & EXIT LIVE).
Филипп Гинзбург:
Я считаю этого человека своим наставником, потому что когда я пришёл к нему забитым мальчиком с классическим образованием, с желанием выкинуть скрипку подальше или разбить её об стену и полным нежеланием дальше вообще заниматься музыкой — этот человек фактически меня реанимировал. То есть та любовь к музыке, которая у меня сейчас есть — это целиком заслуга Никиты. Я считаю, что таких музыкантов вообще единицы, и, как мне кажется, он себя реализовал процентов на пять только…
В этот же колледж Никита привёл преподавать саксофон Михаила Чернова («Дядю Мишу»), который в итоге проработал там гораздо дольше, чем сам Никита, у которого всегда были нелады с дисциплиной, в связи с чем долго выполнять регулярные обязанности преподавателя он не смог.
В 1997-ом году поучаствовал в записи альбома группы ЧИЖ&Co «Бомбардировщики» и участвовал в концертах группы.
В это же время играл с Алексеем «Полковником» Хрыновым (ПОЛКОВНИК И ОДНОПОЛЧАНЕ) и с Сергеем «Олди» Белоусовым (КОМИТЕТ ОХРАНЫ ТЕПЛА), позже — в 1999 году — участвовал в концертной программе Вадима Курылёва и в черновых записях его альбома «Дождаться Годо».
В 1999-ом году, с помощью Владимира Кузнецова, выступившего в качестве звукорежиссёра, Никита записал несколько треков скрипичного авангарда, думая впоследствии дополнить скрипку другими инструментами и сделать инструментально-авангардный альбом, но воплотить эту идею самому уже не случилось…
Летом 2000-го года Никита был приглашён в качестве сессионного скрипача на запись альбома группы PUSHKING «Keepers Of The Nature and Art». Этому альбому суждено было стать его последней студийной работой.
Одним из последних выходов Никиты к большой аудитории стало выступление с двумя его основными коллективами: 28 июля 2000 года на первом посмертном Дне Рождения Дюши Романова в ДК Ленсовета — в составе групп САНКТ-ПЕТЕРБУРГ и ДДТ.
Ушёл из жизни 23 августа 2000 года в возрасте 44-х лет, не сумев побороть наркотическую зависимость.
К.Н., февраль 2015
(Основано на материалах готовящейся книги «Послезвучие»)
_______________________________________________________
ДИСКОГРАФИЯ
ГРУППА СТАСА НАМИНА
Сингл (1981)
ДДТ
«Я получил эту роль» (1987)
«Оттепель» (1990)
«Пластун» (1991)
«Это всё…» (1994)
«Мир Номер Ноль» (1998)
«Метель августа» (1999)
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
«Живьём!» (live 1988, 2000)
«Классика» (1996)
«Революция» (1997)
АЛИСА
«Для тех, кто свалился с луны» (1993)
ЧИЖ и Со
«Бомбардировщики» (1997)
PUSHKING
«Keepers of the Nature and Art» (2000)
_______________________________________________________
МАТЕРИАЛЫ, НЕ ИЗДАВАВШИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНО
Николай Корзинин
«Камни Санкт-Петербурга» (1987)
«Верю Я Всему» (1986-94)
Юрий Степанов
«Gypsy Love» (1991)
Сольный незаконченный альбом авангардной музыки (1999)
_______________________________________________________
посмертно
ДДТ
«Единочество» 2 (2002)
(В номер «Мне снились…» вставлена партия скрипки из сольного недописанного альбома Никиты.)
"DDT-Family" - сборник песен участников ДДТ разных лет, собранный Владимиром Кузнецовым, куда вошли несколько инструментальных композиций Никиты с сольного незавершённого альбома.
Двойной альбом-сборник «Послезвучие» (2010) — наиболее полное собрание записей с участием Никиты.
«Now & Then» - сольный авангардный альбом, дописанный Вадимом Курылёвым. (2013)